Промышленный дизайн

Николай Станков

«В эстетической чистоте металла и стекла я вижу возможность реализовать более высокие цели дизайнера, как художника — свободу от шаблонности, творческое самоутверждение».


 

Дизайнер Николай Станков родился и вырос в Тюмени. Сын известного тюменского художника Ивана Ивановича Станкова. Выпускник «Тюменского института дизайна Уральской государственной архитектурно-художественной академии» (бакалавр). С 2003 года Николай сотрудничает с компанией «ТМ-Ресурс» в области промышленного дизайна. Многие изделия «ТМ-Ресурс» разработаны по эскизам Николая Станкова. Мы побеседовали с Николаем о дизайне и архитектуре.


— Как бы вы определили стильный интерьер? Что это понятие подразумевает сегодня?

— Это на самом деле просто. Существует  множество разных стилей. Все мы знаем их названия и атрибутику. Стильный интерьер - это интерьер, выдержанный в канонах определённого стиля. Вот и всё.

— Какие ошибки вы делали, когда начинали заниматься архитектурой, дизайном? Чего стоило бы избегать молодым дизайнерам? В чем состоит самый важный урок, который вы получили за время вашей работы?

— В начале своего дизайнерского пути я занимался больше оформлением, чем дизайном. Наводил красоту. А там, где функция конфликтовала с эстетикой, я выбирал второе. Сейчас считаю это недопустимой ошибкой. В дизайне не может быть мелочей, которыми можно пренебречь. Особенно, когда речь идет о предметах, которые люди будут использовать в быту. Это касается всего:  от дверной ручки до жилого дома. Функциональная и эргономичная вещь красива сама по себе, без лишних деталей. Нет необходимости украшать ее бантиками и стразами.

— Что в вашей работе вызывает у вас самые сильные эмоции?

— Эмоции возникают, когда видишь качественно реализованную идею. Идею, которую выплеснув из головы в эскиз, выращиваешь в рабочие чертежи, воспитываешь, словно ребёнка, оберегаешь от жестоких строителей и технарей. И вот она материализовалась и живет самостоятельной «жизнью» без тебя. Это и есть кайф.

— Как начинается работа над новым проектом? Что дает вам импульс, как появляются идеи?

— Большинство идей возникает спонтанно. Во время первой встречи с заказчиком, или когда попадаешь на объект. Чем глубже погружаешься в тему, вникаешь в суть проекта, тем больше рождается идей. При этом одна идея тянет за собой другую, они нарастают как снежный ком. Остается только выбрать и скомпоновать лучшие.

— Как вы выбираете людей в свою команду?

— «Хочешь сделать хорошо, сделай это сам». Я никому не доверяю творческую часть проекта. Техническую часть могу поручить своим партнерам, если проект большой и срок горит.

Вы когда-нибудь спорите со своими клиентами? Ваша работа с заказчиком – это компромисс или…?  Вы ощущаете на себе давление со стороны заказчиков?

— Скорее компромисс.  Для чего заказчик обращается к дизайнеру? Чтобы найти решение, потому что сам он не знает или не определился. У клиента есть набор требований, у меня – идеи. В процессе диалога мы находим тот единственный правильный вариант, который подходит в данном конкретном случае.

— Как вы относитесь к критике?

— Критика важна. Без критики легко сбиться с верного пути создания полезного и нужного. Критика повышает качество, если она конструктивна.

— Вам не кажется, что большинство дизайнеров в последнее время, не являются таковыми? Что произошла подмена понятий?

— К сожалению, сейчас каждый третий считает себя дизайнером, а каждый второй – фотографом. Появление множества дизайнерских экспресс курсов, главной задачей которых является обучение технологии, а не воспитание «хорошего вкуса», приводит к появлению толпы «дизайнеров», продуцирующих вульгарность и дурной вкус. В результате нас окружает масса творений, которые бесполезны и эстетически уродливы.

— Что вас раздражает в современном дизайне и архитектуре? Какой из современных трендов вам категорически не нравится?

— Категорически не нравится отделка зданий «сайдингом» и панелями типа «алюкобонд». Применительно к Тюмени, раньше раздражали панельные дома, теперь облицовка панелями. Как дизайнеру,  мне сложно представить, что эти материалы невозможно использовать более интересно, чем просто обшить стену серым цветом.

— Как вы думаете, а что дальше будет происходить в сфере архитектуры, дизайна? Что будет лет через пятнадцать?

— Я надеюсь, что лет через пятнадцать мы хоть немного приблизимся к уровню западной культуры проектирования и строительства.

 

23 мая 2013 года